Просветительство и личность просветителя.
Касим Туйбактин, Галляу Абдуллин, Шакир Галимов.

Даже самый маленький населенный пункт своей историей тесно связан с историей государства. Возникновение небольшого чисто татарского села Новые Булгары в нашем крае обусловлено событиями   1917 года. Грандиозные перемены не только определили противоречивую судьбу страны на десятилетия вперед, но и оказали влияние на всю мировую историю. Эти события так или иначе вовлекли в свою орбиту наиболее деятельных и способных представителей нации и предопределили их трагическую участь.

В 1972 году я начал собирать материалы по истории села. Познакомился с рукописью одного из основателей села Баширова Абдрахмана. Из него я узнал о роли Касима Туйбактина в наделении крестьян казанцев землей на бывшей даче Тимбаева. Но по – настоящему интерес к личности Касима Шахижигановича проснулся после знакомства с его дочерью Гульчирой Касимовной, жившей в селе Осыпной Бугор. Так кто же такой Касим Туйбактин и чем он интересен нам сегодня?

Касим Шахижиганович Туйбактин.

Касим Шахижиганович Туйбахтин

Касим Шахижиганович Туйбахтин

Родился он в 1888 году в деревне Каргалы Рамазановской волости Спасского уезда Казанской губернии. Смышленный мальчик уже с пяти лет начал учиться в деревенской медресе, а с 14 лет в медресе Апанаева в Казани, затем прешел в “Мухамадия”.
С 1908 года он учительствует в Астрахани. Здесь он обучает более 300 детей. Ведет так же культурно-просветительскую работу. В 1911 году женится на астраханке Досаевой.
В том же году в конце апреля по приглашению редактора газеты “Идель” Сагита Рамиева в Астрахань на лечение приезжает Габдулла Тукай. В то время он уже был безнадежно болен и скорее напоминал худенького мальчика, чем классика татарской литературы такого же масштаба, как и Пушкин в русской. Последовали встречи с представителями татарской интеллигенции. Встречался с Тукаем и Касим Туйбактин. Об этом свидетельствуют фотографии, сделанные в те дни.
Касим Туйбактин был призван на военную службу. Он три года воюет на фронте. Награжден тремя Георгиевскими крестами. После демобилизации в 1916 году едет в Казань, через год возвращается в Астрахань.
Падение трехсотлетней монархии романовых всколыхнуло страну. Безземельные крестьяне из Татарии, мигрировавшие в астраханский край, составили документ с обращением к Временному правительству с просьбой о представлении им земель во владениях казанского мирзы Сагитова, официально именуемых как ”дача Тимбаева”, а первые шесть семей весной того же года и вовсе самовольно поселились здесь. И это был вовсе не изолированный случай. В губернии участились самовольные захваты земли. Это был так называемый “черный передел”. Через год положение изменилось кардинально. Пришедшие к власти большевики отменили частную собственность на землю.
Благодаря поддержке Касима Туйбактина весной 1918 года около ста безземельных семей переселенцев смогло основать чисто татарское село Новые Булгары. Вскоре, летом того же года,   Касим Туйбактин назначается председателем Астраханского Мусульманского комиссариата. Здесь были отделы просвещения, земельный и финансово-хозяйственный отделы. Комиссариат уделял большое внимание просвещению. При его содействии в губернии стали открываться национальные татарские, казахские, азербайджанские школы. Организовано 25 районных библиотек, 50 курсов для обучения взрослых грамоте. Учителя были присланы и в наше село. Так же в селе была открыта изба-читальня, которая наряду со школой была центром культурной жизни на в селе.
Касим добился в Москве выделения комиссариату полутора миллионов рублей. В губернии стали издаваться татарские газеты “Татрыш”, “Кызыл сөңге”. При помощи мусульманского комиссариата были организованы три мусульманских полка и эскадрон из горцев.
15 августа 1918 года в момент отправки военной помощи Царицину в городе вспыхнул мятеж. Мятежники бросились к зданию Мусульманского военного комиссариата. У защитников комиссариата имелись пулеметы, винтовки, но Касим, желая избежать кровопролития, вышел к толпе без оружия и был убит. Сельчане старшего поколения прекрасно помнили и ценили то, что сделал для нас этот прекрасный человек.
У него осталась пятилетняя дочь Гульчира. Она, как и отец, всю всю жизнь посвятила просвещению – учила детей. В год столетия Касима Туйбактина в нашей школе прошли соревнования по мини-футболу, посвященные памяти этого выдающегося просветителя. Участники соревнований обратились с письмом к Гульчире Касимовне. Я неоднократно бывал у нее в гостях. Члены школьного кружка краеведов дали концерт в ее доме, чему она была несказано рада. Посещали вместе и могилу ее отца. После смерти Гульчиру Касимовну похоронили рядом с отцом.

Абдуллин Галяу.
Земляк и соратник Касима Туйбактина Галяу Абдуллин был его одногодком. Родился он в Казани. Обстоятельства переезда в наш город не известны. В Астрахани Галляу закончил гимназию и стал учительствовать. В 1917 году женился на своей землячке Камалетдиновой Сарвар, к тому времени тоже окончившей русско-татарскую гимназию и тоже ставшей учительницей. Галяу часто ездил в Казань. Он оберегал жену от опасностей и не посвящал ее в подробности этих поездок. Прячась в трюме парохода, привозил оттуда запрещенную литературу на татарском языке. Ему приходилось прятать ее, обернув вокруг тела. После прихода большевиков к власти он со своей женой продолжал учительствовать. Касим часто приходил к ним в школу.
После гибели Касима Галяу продолжал дело товарища. Поддерживал отношения с дочерью Касима Гульчирой Касимовной. Позже работал заведующим отделом образования в Сеитовке, учительствовал в Килинчах, Солянке, Линейном. Жители этих татарских сел, ученики с уважением отзывались о супругах. В 1928 году семья переехала   в село Новые Булгары. К этому времени здесь уже была заложена новая школа и через два года в ней стали учиться дети. Дело начатое Касимом продолжалось. За короткое время школа стала самой лучшей в районе. Она стала и центром просвещения в селе. Еще в недостроенной школе молодежь ставила спектакали. Хәлфә привез из питомника саженцы тутовника и тополя. Их посадили у школы. Уютные беседки, увитые виноградом, были прекрасным местом для отдыха в тенистом парке при школе.   Дом автора находился рядом со школой, и он помнит, как уже после войны на базе нашей школы летом работал пионерский лагерь. На пришкольном участке выращивали картофель, тыкву. В голод начала тридцатых годов детей кормили в школе. Но судьба Галяу уже была предрешена. На него писались доносы. Наконец, положение стало угрожающим. Близкий друг Мажитов Хабибулла предлагал Галяу бежать, но тот, не зная за собой никакой вины, отказывался. Сельчане простодушно хвалили его за то, что он разрешал им совершать намаз. Видимо, и это вменялось в вину учителю. Каким-то образом он не уничтожил произведения Бухарина и Троцкого, объявленные к этому времени врагами народа. К тому же он имел радиоприемник, значит, слушал вражеские голоса. Всего этого с лихвой хватило для ареста. В сентябре 1937 года Галяу был арестован. Городское начальство предлагало освободить его как невиновного. Но уперся районный отдел, который никак не хотел признавать ошибочность ареста. Наконец, арестованного решили освободить. Но к этому времени Галяу повесился в камере. Его официально реабилитировали в 1957 году. Вот так переплелись судьбы страны и замечательных просветителей нашего края. Сарвар апа проработала учителем начальных классов до самой старости, воспитала шестерых детей. За многолетний успешный труд награждена орденом Ленина.

Галимов Шакир.
Галимов Шакир Мухаммадвалиевич родился в 1910 году в Карагалях. Его родители – переселенцы из Татарии. Когда весной 1917 года первые шесть семей самовольно поселились на землях казанского мирзы Сагитова, в их числе была и семья Галимовых. Шакир два года проучился по религиозной программе у мугаллима Баширова Абдрахмана, учившегося вместе с Галляу. Затем, по словам того же Баширова “товарищ Курбангалиев прислал учителей”.
Надо хотя бы коротко обрисовать культурный уровень основателей села. Несмотря на трудности, традиции духовности не прерывались. Казанцы прекрасно разбирались в театральном искусстве, знали произведения классиков татарской литературы. Многие имели домашние библиотеки и выписывали газеты. Это Нуретдин Азмуханов, Абдрахман Баширов, его однокашник Галяу Абдуллин, Исмагиль Искиндиров. Шайхи Шамсутдинов имел пианино, редкость для села. Широким кругозором выделялся Гиляжетдин Узбеков, говоривший на восьми тюркских языках. Знал он и калмыцкий язык.
До возникновения села Новые Булгары в 1918 году некоторые его жители жили в татарских кварталах Тияка в Астрахани, а также близлежащих к городу татарских селах. Они знали Касима Туйбактина, были свидетелями пребывания Габдуллы Тукая Астрахани в 1911 году. Родственница Шакира Хатима Юсупова, ранее жившая в Казани, говорила: – «Если хотите узнать о Габдулле Тукае, спросите меня, я жила с ним по соседству», – говорила она. В Казани она работала в профессиональной театральной труппе. Кроме таланта актрисы, она обладала великолепным голосом. Зрители после любого представления, схода, собрания, а позже и киносеанса, неизменно просили спеть Хатиму Юсупову, а позже и ее дочь Айсылу.
Известно, что 26 декабря 1905 года в Казани впервые были поставлены два спектакля. Хатима, переехавшая в астраханский край после трагической смерти первого мужа, кассира театра, была в числе первых профессиональных татарских артистов. Я до сих пор поддерживаю давнее знакомство с ее дочерью Айслу 1924 года.
Казанцы были носителями традиционной культуры, и бережно хранили культурное наследие предков. Тяга к культуре была велика. Несмотря на не обустроенность жизни, тяготы гражданской войны, тиф, здесь ставились пьесы татарских авторов. За неимением клуба представления проходили в помещении школы. В конце 1920 года состоялось заседание исполкома сельского совета, на котором по докладу Нургали Хабибуллин было решено «…в пользу недели фронта устроить в селе платный спектакль и собрать пожертвования». Для того, чтобы    поставить спектакль, надо обладать театральными традициями, и, несомненно, здесь сыграла огромную роль Хатима Юсупова. Надо отметить, что рубеж веков был временем возрождения татарской культуры.
Шакир Галимов с юных лет стал непременным участником концертов и спектаклей. Самостоятельно научился играть на всех доступных ему музыкальных инструментах. Это саратовская гармонь, тальянка, мандолина, скрипка, позже баян. Недаром двоюродная сестра Айсылу прозвала его в детстве «Ным-ным абый» (ным- ным – звукоподражание игре на струнном музыкальном инструменте). Вскоре Шакир и сам стал ставить пьесы. Это «Галиябану», «Ташкыннар», «Аршин мал алан», «Ярлылык хур түгел». Он окончил в Саратове курсы учителей начальных классов, но по специальности работать ему не пришлось. Был руководителем драматического кружка в Осыпном Бугре. Этому есть документальное подтверждение – статья в газете “Сталинче”. Вскоре он вырос в профессионального драматурга. Написал пьесы “Соңгы саләм” (1937г.) “Кичү ярында”, “Алтын беләзек” (1940 г.). Последняя посвящена событиям периода астраханского ханства и написана на основе местного фольклора. Опубликовать произведения ему не удалось. Призванный на фронт, Шакир попал в плен, где и погиб. Об этом поведал его односельчанин Шамгунов Нигмат, сумевший бежать из плена.

Доктор филологических наук из Елабуги. Профессор Арсланов Леонид Шайсултанович дал высокую оценку этой пьесе:
“Пьеса написана в жителем села Новые Булгары в 1940 году. Основана она на базе сказок, бытовавших в татарских селах и отражают события времен Астраханского ханства. Близкая драматургия известна в произведениях Мусы Джалиля, Фатхи Бурнаша и др., но данный вариант обладает известной оригинальностью. Персонажи используют пословицы, поговорки, песенный фольклор.Материал пьесы даже при первоначальном чтении уникален и весьма интересен, дает возможность использовать богатейший этнографический материал. Содержание раскрывает обычаи и традиции того времени, язык весьма близок к татарскому литературному языку, хотя обнаруживает интересные разговорные формы. Наибольший интерес вызывают диалоги главного героя Лачина с отцом Локманом, сцена гибели Сайгана, финал пьесы. При квалифицированной постановке пьеса будет полезна для взрослых и подрастающего поколения.”

Заслуженный деятель науки республики Татарстан, филолог -диалектолог, профессор Елабужского педагогического университета Арсланов Л.Ш.:
“Надо подумать о создании музея истории татарского просветительства в крае. Ведь пока живы многие люди, учившиеся у Галляу, знавшие Шакира Галимова, помнящих заслуги Касима Туйбактина. Ведь были же в Астрахани татарские школы, в частности имени Комачкова. Во многих городских могли сохраниться бесценные документы того времени. Некоторые есть и у меня. Если найдутся энтузиасты из числа городских татар, сельских, то можно еще спасти много ценного. А если подумать более широко, то надо создать музей истории просветительсва в крае. Мне кажется предложение должно заинтересовать Департамент образования.”

Использованная литература.

  1. Шамиль Сиражетдинов “История села Новые Булгары”. Астрахань, 2001.

Один комментарий к “Просветительство и личность просветителя.
Касим Туйбактин, Галляу Абдуллин, Шакир Галимов.

  1. Галимов Евгений

    Хочу выразить благодарность Шамилю Курбагалиевичу, благодаря вам, вашей книги «История села Новые Булгары» я узнал о своих корнях, о прапрадедах и прадедах . Эту книгу вы передали моей маме в память о ее отце Галимове Марселе Садыковиче в 2008г. Желаю крепкого здоровья и успехов во всем, вам и вашей семье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *